Wellness в корпоративной среде: почему идея не работает

По последним данным Global Wellness Economy Monitor, объем рынка оздоровительного досуга составляет $3,7 трлн. А расходы компаний на оздоровление сотрудников сейчас оцениваются на уровне $50 млрд и, как ожидается, к 2025 году будут расти на 7% ежегодно. Цель wellness-инициатив — обогатить опыт персонала, создать условия для релаксации и таким образом способствовать повышению производительности труда, уровень которого в большинстве организаций неуклонно идет вниз.

Но при этом wellness-программы реализуются в оторванности от инициированных руководством системных решений и ответственность за их действенность фактически полностью возлагается на сотрудников. Послание является примерно таким: мы готовы вам помочь, потому что мы образованные управленцы, но есть вещи, которые вы можете сделать для себя сами.

В рамках такого подхода игнорируется простая истина: никто, кроме работодателя, не может быть первопричиной проблем персонала. Кроме этого, компании практически не измеряют, дает ли эффект внедрение программ оздоровительного досуга. Предварительные выводы исследовательской программы, которая получила название «Illinois Workplace Wellness Study» («Иллинойского исследования физического и психического благополучия рабочей среды»), дают основания предположить, что нет.

Исследователи проанализировали ответы 4800 респондентов и измерили 39 результатов (в частности, продуктивность удовлетворения от работы, расходы индивидов на охрану собственного здоровья). Как оказалось, в течение двухлетнего периода улучшилось только два показателя.

Почему же так много инициатив не дают отдачи? Ответ следует искать в интерпретации понятия «благополучие», которое в корпоративном контексте, кроме физического и психического здоровья, также означает уменьшение стрессовой нагрузки.

Согласно Американского института стресса, состояние психического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, обходится государству в $ 300 мрлд. ежегодно; а в Европе является первопричиной 60% потерянных рабочих дней. Среди главных двигателей стрессового состояния — чрезмерная продолжительность рабочего дня, сжатые сроки выполнения задач и плохой менеджмент. В итоге компания получает низкую производительность труда и недовольный персонал.

Понятно, что программы, призванные улучшить физическое и психическое благополучие сотрудников (в частности, психотерапия, членство в спорт-клубах, медитационные занятия) можно только приветствовать. Потому что они указывают на неравнодушие компаний к состоянию здоровья работников. В конце концов, мы не роботы и не «рабочие лошадки». Рост проявления сочувствия как производной этих программ тоже является хорошей новостью.

Но эти инициативы не всегда охватывают аспекты работы, которые, собственно, порождают стресс. Хотя это не всегда было так. Одна из первых программ благополучия персонала была запущена Генри Фордом (Henry Ford) в 1926-м году. Тогда основатель Ford Motors, стремясь повысить производительность труда, уменьшил продолжительность рабочей недели с 48 до 40 часов. Другие компании, следуя его примеру, сделали то же самое. Наверное, кроме внедрения законов об охране здоровья и труда, совершенные Фордом шаги стали самой успешной wellness-инициативой в истории. Почему? Потому что менеджментом было признано: рабочая среда влияет на благополучие работников.

Наверное многие руководители хотят иметь довольных сотрудников, которые находятся в хорошей физической и ментальной форме. Потому что это влечет за собой углубление эмоциональных связей между людьми и организацией и, как следствие, рост их результативности. Какой же пробел в своих wellness-программах должны преодолеть компании для того, чтобы этого достичь?

Этот пробел можно назвать «социальным здоровьем». По определению ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» . Но, несмотря на то, что это записано черным по белому, большая часть wellness-инициатив ориентирована исключительно на физическое и психическое благополучие. Хотя нужно позаботиться еще и о здоровье социальном, сконцентрироваться на самой сущности того, как люди устанавливают связи и общаются между собой. Это очень просто сделать во времена, когда смартфон убил расстояние между пребыванием на работе и дома, и когда технология, необходимая для поддержания социальных связей является той же самой, которую мы используем в работе.

То, как хорошо или плохо мы функционируем в личной и рабочей жизни — вопрос здоровья. При этом социальный контекст должен способствовать укреплению нашего физического и психического благополучия. Если процитировать лозунг феминистского движения 1970-х, можно сказать: «Личное — это политическое».

Джеффри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer) в своей книге «Dying for a Paycheck» («Умереть за зарплату») пишет:

«Обществу нужно социальное движение или, возможно, несколько социальных движений, которые сделают вопрос человеческой устойчивости и рабочей среды не менее важным, чем проблему экологической устойчивости и физической среды».

Недавно во Франции был принят закон, который дает сотрудникам право «на отключение» или на игнорирование сообщений и звонков, поступающих после завершения рабочего дня. Цель этого совершенного государством шага очень конкретная — способствовать минимизации информационной перегрузки своих граждан.

Если мы не углубим наше понимание того, что значит благополучие персонала в рабочем контексте, если не решим сложные вопросы политического характера по определению сроков выполнения, нагрузки и подходов к управлению, и если не инкорпорируем это в свои стратегии — не сможем внедрить системные изменения, результатом которых станут более довольные, здоровые и продуктивные работники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector