Конфликты на работе: причины и способы урегулирования

Конфликты, рано или поздно, возникают даже в самом сплоченном коллективе. Несмотря на банальность этого явления, нежелательно пускать его на самотек. Многие конфликтные ситуации можно достаточно быстро урегулировать, а порой не допустить. Важно понять, что привело к возникновению напряженности и, исходя из этого, подобрать правильный подход к решению проблемы.

Рассмотрим самые распространенные причины конфликтов, а также меры по их урегулированию или предотвращению.

Причина 1. Наличие у руководства любимчиков

Инициативный и исполнительный работник, оперативно выполняющий все поручения, всегда на хорошем счету у начальства. Само собой, именно ему достаются все похвалы, премии и прочие поощрения. Такая ситуация сильно раздражает менее расторопных коллег и приводит к возникновению конфликтов.

Что предпринять:

  1. Поддерживать со всеми подчиненными ровные, доброжелательные отношения.
  2. Все ошибки и недоработки подчиненного обсуждать только наедине с ним.
  3. Не хвалить постоянно одного и того же сотрудника, стараться отмечать успехи каждого члена коллектива.
  4. Привлекать сотрудников к работе в команде.

Отдельный случай – наличие в организации такого явления, как фаворитизм. Когда привилегированное положение человек получает не за успехи в работе, а благодаря наличию родственных, дружеских или интимных связей с начальством. Такая ситуация деморализует коллектив и приводит к потере руководством личного авторитета, а как следствие, контроля над организацией. В данном случае выход только один – не допускать появления подобных персон.

Причина 2. Разница в зарплатах

Довольно распространенная ситуация, когда работники, выполняя одинаковые функции, в итоге получают разные зарплаты. В этом случае трения в коллективе гарантированы. Даже если повышенная оплата обоснована лучшей производительностью или большим стажем, некоторые коллеги посчитают ее незаслуженной.

Что предпринять:

  1. Ввести четкую и прозрачную схему расчета заработной платы.
  2. Провести разъяснительную работу с персоналом и донести до каждого принципы оценки труда и формирования надбавок.
  3. В индивидуальном порядке пообщаться с особо недовольными.
  4. Крайняя мера – ввести режим конфиденциальности информации об оплате труда.

Причина 3. Борьба за клиента

Подобные ситуации не редкость в торговых компаниях. Сотрудники отдела продаж часто конкурируют между собой за получение большей прибыли, и если по каким-либо причинам клиентские базы сотрудников пересекаются, то возникает конфликт.

Что предпринять:

  1. Корректно распределить клиентскую базу среди сотрудников.
  2. Четко определить должностные полномочия и зоны ответственности.
  3. Стимулировать подчиненных на взаимодействие и работу на общий результат. (Когда прибыль отдельного менеджера зависит не только от его личных продаж, но и от продаж всего отдела).
  4. Разработать грамотную и справедливую систему мотивации сотрудников.

При правильной организации управления, существование соперничества в отделе может дать положительные результаты. Здоровая конкуренция – один из основных факторов развития компании. Она стимулирует сотрудников на достижение больших результатов, что способствует увеличению объемов продаж.

Причина 4. Бывший коллега стал руководителем

Назначение одного из сотрудников на должность руководителя зачастую болезненно воспринимается коллективом. Не каждый человек способен адекватно оценить свои способности и искренне порадоваться успехам коллеги. Несогласие с выбранной кандидатурой, а порой элементарная зависть, могут привести к возникновению очень тяжелых конфликтов, отравляющих атмосферу в отделе и порядком усложняющих работу новоиспеченного начальника.

Что предпринять:

  1. Доходчиво объяснить коллективу причины выбора именно этой кандидатуры.
  2. Выявить неформального лидера группы недовольных и попытаться наладить контакт между ним и новым руководителем.
  3. Контролировать процесс адаптации нового начальника, наблюдать за обстановкой в подчиненном ему отделе, проводить беседы, давать советы.

Процесс переоценки отношений после подобных кадровых перестановок требует времени и терпения. В этот период важно поддерживать обратную связь с подчиненными, гарантируя сотрудникам возможность высказать претензии в отношении их нового шефа, организуя совместные совещания и тренинги.

Причина 5. Появление нового сотрудника

Влиться в устоявшийся коллектив порой бывает сложно. В каждой компании существуют свои традиции, правила и нормы поведения, выработанные годами. Обычно поводом для недовольства старожилов является неспособность или нежелание новичка соответствовать этим нормам.

Что предпринять:

  1. Ознакомить нового специалиста с правилами поведения, корпоративной культурой и ценностями.
  2. Назначить куратора – опытного сотрудника, способного контролировать работу новичка на первых порах и содействовать его социальной адаптации.
  3. Привлекать работника к корпоративным мероприятиям.

Человек, чувствующий себя некомфортно в коллективе, вряд ли сможет продуктивно трудиться, принося пользу компании. Если все усилия, направленные на адаптацию нового сотрудника, не дали результата, будет разумнее расстаться с ним. Такая мера поможет предотвратить ненужные конфликты в отделе, а бывшему сотруднику реализовать себя на более подходящей ему работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector