Испытательный срок: как понять, что работа вам не подходит

Обычно от идеи сменить работу, да ещё и только что найденную, радости мало. Но бывает и так: с самого начала понятно, что отсюда придётся уходить, и чем скорее, тем лучше. Именно о таких признаках-маячках и будет наша статья.

В этом месте любят многозадачность

В большинстве современных офисных профессий считается, что сотрудник должен быть способен выполнять одновременно несколько задач. Быть постоянно доступным для клиентов и деловых партнёров, вести несколько проектов, да ещё и мгновенно реагировать на указания начальства. Но мало кто способен так работать не в ущерб качеству.

Часто такие требования являются всего лишь отражением желаний начальства, вне связи с реальными потребностями. Увы, проще уволиться, чем переубедить. Оценить требуемый объём переключений можно уже в первые дни. И если он слишком велик — следует подумать о поиске места поспокойнее.

Чужая система ценностей

В каждой компании есть некие устоявшиеся представления о значимом и не значимом, важном и неважном. Где-то считают, что нужно любой ценой укладываться в сроки — а где-то считают, что качество важнее. Где-то полагают, что поставленной цели нужно добиваться любой ценой — а где-то закладывают на каждую задачу определённый бюджет и не допускают его увеличения. Где-то принят негласный дресс-код, а где-то нет.

Эти ценности пронизывают собой всё происходящее внутри компании. От них невозможно спрятаться, даже если работа не подразумевает плотного взаимодействия с коллегами. И если эта ментальность оказывается чуждой, неприемлемой, то лучше сразу уходить. Иначе всё, связанное с этим местом, будет раздражать, и очень скоро пропадёт всякое желание туда ходить. Вплоть до профессионального выгорания.

Объём коммуникаций

Здесь проблемы чаще всего возникают у интровертов. Действительно, если на работе не хватает общения – его всегда можно добрать в личное время. А вот если его слишком много — с этим сложно что-то поделать.

Иногда объём общения, особенно с малознакомыми людьми — особенность профессии (хотя и в этом случае есть варианты: кассир в банке общается с одним клиентом за раз, а в супермаркете вынужден взаимодействовать сразу со всей очередью). А иногда — всего лишь следствие технических нюансов организации, например, open space, или внутренних традиций в местах, где принято поболтать при любой возможности.

В любом случае, если человеку в этом месте общения слишком много — лучше уйти самому, пока ещё есть силы это сделать.

Распределение обязанностей

Бывает так, что в коллективе нет внятного распределения обязанностей. Никто не знает, что конкретно должен делать тот или иной сотрудник, никто не знает, кто конкретно должен выполнять ту или иную работу. Если же появляется новичок — обычно на него сваливают всё самое неприятное и запущенное. Хуже всего то, что в таком случае никто не контролирует объём работы, доставшийся новичку, и вполне может так получиться, что он будет выполнять работу за весь отдел.

Иногда помогает внятно сказать, что это конкретное дело не входит в круг профессиональных обязанностей, и делать его должен кто-то другой. Реакция на такое заявление сама по себе может служить отчётливым маркером: если всё же настаивают, что делать это должен именно новичок, то лучше отсюда уходить. Тем более что никто не поспешит докладывать начальнику, кто конкретно сделал эту работу, разве что если в ней обнаружатся проблемы.

Неприятные сюрпризы

Когда человек договаривается о работе — обычно он выясняет какие-то подробности и принимает решение с их учётом. На практике иногда оказывается, что всё совсем не так, как ему обещали. Так, обещанный фиксированный график внезапно превращается в «у нас не принято уходить домой раньше начальника — вдруг ему что-то понадобится», а свободный — в «ничего не знаю, чтобы через полчаса был на месте». Белая зарплата может оказаться символической, а премия выплачиваться в конверте и не всегда. Личный кабинет приходится делить ещё с десятком коллег, а о возможности принести с собой домашнюю еду не может быть и речи.

В таком случае следует учитывать, что проблем на самом деле две. Первая — те самые сюрпризы, они могут оказаться критичными. Вторая — что руководство компании считает для себя приемлемым давать заведомо невыполнимые обещания. Неважно, если в мелочах — всё равно этим людям уже веры нет, если им будет выгодно, они и в серьёзных делах обманут. Не говоря уже о том, что постоянное фоновое недоверие вымотает самого работника.

Что-то не так, но что конкретно?

Бывает и так, что на логическом уровне вроде всё в порядке — а работника не покидает ощущение, что здесь что-то не так. В таком случае тоже стоит уходить. Неважно, насколько фоновые опасения обоснованы — даже если нет, они всё равно выпьют все силы.

Впрочем, чаще всего у таких ощущений есть причины: совокупность мелочей, старательно подмеченных подсознанием. Со временем выясняется, в чём было дело, и лучше в этом уже не участвовать.

В любом случае, следует помнить, что испытательный срок нужен не только для того, чтобы руководство присмотрелось к кандидату, но и чтобы он сам понял, хочет ли и может ли он здесь работать. Если место не подходит — лучше сразу искать другую работу. Тем более что так у нового работодателя меньше вопросов возникнет: ведь «Работа не подошла» звучит лучше, чем «Вылетел со скандалом».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector